Положительный педагогический опыт - Индустриально-педагогический колледж
Обратная связь

Положительный педагогический опыт

Из опыта работы преподавателя Латушкиной Татьяны Петровны

Практико-ориентированный подход при преподавании учебного предмета «Охрана труда» для обеспечения устойчивого интереса у учащихся к изучаемому учебному предмету и формирования у них профессиональных компетенций  Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности педагога: не просто научить, а создавать условия для самостоятельного творческого поиска учащегося. Практико-ориентированное обучение – это тот вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся профессиональных компетенций, которые востребованы сегодня работодателями, а также понимания того, где, как и для чего полученные компетенции применяются в профессиональной деятельности будущего специалиста. Целью изучения учебного предмета «Охрана труда» является формирование у учащихся профессиональных компетенций в области безопасных методов производства в строительной отрасли; развитие профессионального и творческого мышления учащихся, их интереса к производственной деятельности, умений систематизировать, обобщать, сравнивать, делать выводы и принимать самостоятельные решения; воспитание трудолюбия, творчества, ответственности, аккуратности. Готовность к профессиональной деятельности принято понимать, как такое состояние человека, когда он осознает цели своего труда, способен анализировать и оценивать производственную ситуацию, выбирать целесообразные способы действия, предвидеть возможные затруднения и выбирать пути их предупреждения и преодоления, анализировать и оценивать достигнутые результаты Обучение по учебному предмету «Охрана труда» начинается с теории, которая в последствии закрепляется на практических занятиях. Это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга. Теоретическая подготовка на учебных занятиях по охране труда создает для учащихся определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор будущего специалиста. Для повышения интереса у учащихся к изучаемому предмету на теоретических занятиях уделяется большое внимание проблемно-поисковым методам обучения, использованию практико-ориентированных заданий. Успешное усвоение знаний, умений и навыков по предмету в целом можно обеспечить, если изучение материала будет выстроено логически: восприятие – осмысление – запоминание – применение –обобщение. Наиболее эффективными приемами являются: постановка задач, имитирующих реальные ситуации; привлечение учащихся к их моделированию. Практико-ориентированное обучение строится на следующих принципах:
1 Мотивированное обеспечение учебного процесса.
2 Использование активных форм и методов обучения.
3 Гарантия исследовательской работы.
4 Содействие приобретению прочных осознанных знаний, необходимых для применения в практической деятельности.
Например, при изучении темы «Система управления охраной труда на объектах хозяйственной деятельности» учащимся предлагается погрузиться в будущую производственную деятельность. Для этого используется метод «Проигрывание ролей», который позволяет воспроизводить максимально правдивую управленческую или психолого-производственную ситуацию. Особенностью такого метода является инсценировка служебных обязанностей техника-строителя в направлении охраны труда. При использовании данного метода целесообразно деление учащихся на подгруппы, чтобы каждая подгруппа давала объективную оценку деятельности и решений другой.
Пример ситуации для проигрывания ролей: при погрузочно-разгрузочных работах каменщик Шульгин А. В. неоднократно нарушал требования охраны труда, за что не раз привлекался к ответственности. Мастер Иванов П. И. решил провести Шульгину А. В. инструктаж по безопасности труда. Задание: Опишите действия мастера. (К какому виду ответственности привлекался работник? Какие наказания соответствуют данному виду ответственности? Какой инструктаж должен провести мастер?).
Для более глубокого оценивания сложившихся трудоохранных компетенций техника-строителя важно учащимся задавать вопросы, которые заранее являются неверными. Такой тип «провокационного подхода» к обучению позволяет обеспечить осмысление учащимися учебного материала, а также сформировать четкое представление о своей будущей производственной деятельности. Применение методов практико-ориентированного обучения позволяет учащимся применять имеющиеся у них знания и у будущих специалистов формировать собственный опыт на основе освоения новых знаний. Усвоение знаний и умений закрепляется при проведении практических занятий. Для достижения результата при проведении практических работ необходимо создать условия, позволяющие осмысливать и анализировать имитирующие реальные производственные ситуации. Выполнение практических работ, наряду с задачами по закреплению и совершенствованию теоретических знаний, формированию умений и навыков в процессе проведения практических работ, направлено на формирование профессиональных компетенций. Так, для обучения, уже в поиске информации для принятия решений самим учащимся и обучение его необходимой информации, ее сбора и системного анализа при проведении практической работы «Алгоритм расследования несчастного случая» целесообразно использовать метод ситуационного обучения – инцидента. Положительные стороны использования этого метода обучения заключается в том, что вместо подробного описания условий ситуации учащиеся лишь получают краткие сведения об инциденте. Полученный ранее на учебных занятиях теоретический материал, усваивается в активной форме. То есть, если моделируется инцидент – несчастный случай, произошедший на производстве, учащемуся предоставляется ряд факторов, которые описывают условия этого события. Кроме того, обязательным является использование должностной инструкции, норм, законодательных актов, которые регулируют деятельность работников строительных организаций. Модель инцидента готовится заблаговременно, после чего на рассмотрение учащимся дается отдельная его часть, которая является основой производственной ситуации. После этого учащиеся начинают осуществлять анализ инцидента: установление причин несчастного случая, определение документов, которые регулируют законодательную сторону этого события, обоснование оптимальных методов оказания помощи пострадавшему, определение организационно-технических мероприятий для дальнейшего предотвращения таких случаев.
Пример инцидента: выполняя работы на высоте 7 м, монтажник-высотник Васильев А.Н., не надел каску, т.к. не нашел ее в своем личном шкафу. При выполнении работ, Васильев А.Н., сорвался с высоты и получил травмы не совместимые с жизнью.
Метод инцидента целесообразно использовать в ситуациях критического характера производства. При выполнении лабораторных работ по учебному предмету «Охрана труда» учащиеся имеют возможность самостоятельно проводить измерения, элементарные исследования на основе специально разработанных заданий. При организации лабораторных работ используется кейс-метод, который предполагает описание реальной проблемы, требующей проведения анализа ситуации, выработки и принятия обоснованных решений. Применение метода кейсов на лабораторных работах по охране труда будущих техников-строителей позволяет:
 повысить познавательный интерес к изучаемому предмету;
 улучшить понимание деятельности в области охраны труда;
 способствует развитию инновационных, исследовательских, коммуникативных навыков принятия важных решений.
Лабораторные работы по охране труда носят исследовательский характер. Так, например, при выполнении лабораторной работы «Определение параметров микроклимата на рабочем месте» будущему технику-строителю разрешается проанализировать полностью порядок проведения данного мероприятия: сделать замеры параметров микроклимата; проанализировать их соответствие санитарно-гигиеническим нормам; сделать выводы; разработать мероприятия, направленные на улучшение состояния микроклимата. При этом важной особенностью является неполная информация по данному вопросу. И этому помогает кейс: теоретический материал, знание приборов контроля, нормативно-правовая документация, содержание которой четко соответствует содержанию лабораторной работы. Наличие в структуре кейс-метода позволяет применить теорию на практике. Работая в подгруппах, проводя замеры параметров микроклимата, исследуя и анализируя их состояние, учащиеся учатся обсуждать и выслушивать разные точки зрения, учитывать их. Также они учатся предлагать свои решения, приводя аргументы в защиту позиции. При подведении итогов выполнения лабораторной работы, каждый учащийся делает вывод и оформляет отчет самостоятельно. Общая структура построения лабораторной работы имеет следующий алгоритм:
- Формулировка проблемы исходя из целей и задач лабораторной работы;
- Поэтапные задания для выполнения (работа в группах с применением кейса);
- Проведение исследовательской работы;
- Обсуждение результатов исследования;
- Оформление результатов работы.
Проектируя такой алгоритм на лабораторной работе по охране труда материалы кейса помогают решению проблемы производственного характера (с чем потенциально может встретиться техник-строитель на рабочем месте).
Из опыта работы преподавателя Суправнович Надежды Николаевны

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении учащихся»  

Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности, а именно:

- незамедлительную обратную связь между пользователем и средствами ИКТ, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
- компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений
- автоматизацию процессов организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.

Особенности проведения урока с использованием ИКТ

– адаптивность
– «подстраивание» компьютера к индивидуальным особенностям обучающегося;
– управляемость
– в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения;
– интерактивность и диалоговый характер обучения
– ЭСО обладают способностью «откликаться» на действия обучающегося и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения;
– оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;
– поддержание у обучающегося состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Варианты проведения урока с ИКТ-поддержкой:

- Учебное занятие с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа).


- Учебное занятие с компьютерной поддержкой.

Основные этапы учебного занятия с использованием ИКТ

1. Этап подготовки к учебному занятию:
– анализ электронных информационных ресурсов,
– отбор необходимого материала по теме,
– структурирование и оформление собранного материала на электронных или бумажных носителях.
Преподавателю следует продумать, как организовать процесс общения обучающихся с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия обучающихся, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Особое внимание на таком учебном занятии необходимо уделить формулировке вопросов и заданий, выполняя которые учащиеся будут обращаться к ЭСО.
2. Этап проведения учебного занятия:
– преподаватель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с ЭСО; при необходимости преподаватель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся назначаются индивидуальные задания;
– учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с ЭСО под руководством педагога, после чего приступают к самостоятельной работе; на данном этапе преподаватель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом; – работа учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера); можно предложить учащимся проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей учебного занятия.

Примечание. В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с ЭСО, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией учебного занятия.
3. Подведение итогов учебного занятия. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - программный комплекс с учебными материалами и тестами по определенному предмету.
ЭУМК призван стимулировать обучающихся к саморегуляции учебно-познавательной деятельности, активизировать умения и навыки; повышать роль самостоятельной работы при подготовке к занятиям (лекционным и практическим); создавать условия для успешной сдачи экзамена или зачета по учебному предмету.
ЭУМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий.
Супранович Надежда Николаевна разработала электронные учебно-методические комплексы по учебным предметам "Экономика в сфере туризма", "Основы менеджмента".
Из опыта работы преподавателя английского языка Цедрик Татьяны Викторовны

Повышение коммуникативной компетенции учащихся  на уроках дисциплины «Иностранный язык делового общения» путем использования фрагментов  нетрадиционных форм урока

Проблема обучения иностранному языку учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, связана сегодня с повышением требований к ним как к конкурентоспособным специалистам, профессионалам. Обществу, государству нужны специалисты с активной гражданской позицией, широким кругозором, умеющие адекватно реагировать на изменяющиеся жизненные условия, социально мобильные, способные к самостоятельному решению производственных (профессиональных) задач. Нынешним учащимся свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, обусловливает необходимость применения новых подходов и технологий во взаимодействии преподавателя и учащегося.

Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию.  Изучение  иностранного языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Задача формирования положительной мотивации обучаемых должна быть связана с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями и умениям.

Особенности урока иностранного языка

Урок иностранного языка имеет свою специфику, которую преподаватель иностранного языка не может не учитывать. Коммуникативный подход к процессу обучения иностранному языку подразумевает в первую очередь формирование иноязычных умений при помощи коммуникативной обучающей технологии. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участникам общения предоставляется возможность решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются следующие положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности:

  • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
  • каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
  • участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения и характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения уроков.

Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, что для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно использование нетрадиционных форм проведения занятий.

В практике работы наиболее методически эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся по дисциплине «Иностранный язык делового общения» являются видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью. Именно использование таких форм способствует  поддержке постоянного интереса учащихся к дисциплине, повышению мотивации к обучению.

Видео-урок

Довольно сложно овладеть коммуникативной компетенцией в английском языке, не находясь в стране изучаемого языка. Поэтому важной задачей для преподавателя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

Не менее важным является и приобщение учащихся к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов, в том числе видеофильмов.

Использование на уроке видеофильмов способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представления процесса овладения языком как постижения живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения, развития мотивированности речевой деятельности обучающихся.

Важным достоинством видеофильма является также и его эмоциональное воздействие на учащихся. Использование видеофильма помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра видеофильма в учебной группе создается  атмосфера совместной познавательной деятельности.

Чтобы понять содержание фильма, необходимо повышенное внимание и сосредоточение учащихся. И здесь непроизвольное внимание переходит в произвольное, а его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания.

Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) также положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Наибольший интерес вызывают у обучающихся видеофильмы о стране (странах) изучаемого языка. Например, при изучении тем «Традиции стран изучаемого языка», «Мировые туристические центры» и т.п.

При подборе фильма необходимо учитывать его продолжительность и место в общей структуре урока. Перед началом просмотра учащиеся должны получить задание, которое выполняется по теме просматриваемого фильма. Пример выполняемых заданий:

  1. Запишите, какие географические названия прозвучали в фильме (расскажите об ассоциациях, связанных с ними).
  2.  Какие имена собственные вы запомнили, что оказалось новым для вас.

При выполнении задания группа учащихся делится на несколько подгрупп,  каждая из которых работает над определенным заданием.

Использование учебных видеофильмов в процессе урока способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Урок-экскурсия

Знакомство с национальной культурой разных стран и народов является необходимым элементом процесса обучения иностранному языку. Учащийся должен обладать определенными языковыми знаниями, позволяющими свободно общаться с иностранными гостями. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, способствующего развивитию культуры представления родной страны, а также формированию представления о культуре стран изучаемого языка.

Целесообразно использовать данную форму проведения урока при изучении следующих тем: «Поездка в Великобританию», «Осмотр достопримечательностей города Нью-Йорка», «Мой родной город» и т.п.

Задача преподавателя - развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока. Использование данного вида урока способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря учащегося формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь, учащиеся получают удовлетворение от осуществляемой в процессе урока работы.    

Урок-интервью

Одним из показателей освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме.

Например, для изучения темы «Устройство на работу» целесообразно использовать форму проведения урока «урок-интервью». Данная форма проведения призвана способствовать овладению учащимися определенным количеством частотных клише, которые они должны использовать в автоматическом режиме.

При проведении «урока-интервью» логично использовать элементы ролевого диалога, где учащиеся проигрывают определенную роль (н-р, житель г. Минска и его зарубежный сверстник).

В процессе диалога мы имеем дело с обменом значимой информацией.

Целесообразно использовать данную форму проведения урока при изучении тем, где необходимо запоминание определенных речевых образцов, требующих активного взаимодействия всех обучающихся.

Следует отметить, что при работе с такими темами, как "Мой колледж" или "Мой город" равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. И коммуникация здесь приобретает чисто формальный характер.

Использование формы «урок-интервью» требует тщательной подготовки как преподавателя, так и учащихся. Преподавателю целесообразно разработать задания для самостоятельной работы учащихся по определенным темам с использованием  страноведческой литературы.

Подготовка и проведение урока в форме интервью стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению их знаний, расширению кругозора, развитию самостоятельности в работе с различными информационными источниками.

Нетрадиционные формы урока по дисциплине «Иностранный язык делового общения» используются только после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Смена привычной обстановки урока на нетрадиционную целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в обычных условиях из-за боязни совершить ошибку. Выбор и проведение в нетрадиционной форме урока по дисциплине «Иностранный язык делового общения» языка осуществляется при обязательном участии всех учащихся группы, а также реализуется с использованием средств слуховой и зрительной наглядности.

Такие уроки способствуют достижению самых разнообразных целей методического, педагогического и психологического характера:

  • осуществляется контроль знаний и умений учащихся по определенной теме;
  • обеспечивается деловая, психологически комфортная атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
  • предусматривается минимальное участие в процессе урока преподавателя.

Использование игровых элементов на уроках английского языка

Как сделать каждый урок интересным и увлекательным? Добиться того, чтобы он способствовал развитию познавательного интереса, творческой мыслительной активности учащихся?

Среди разнообразных приемов организации учебных занятий наибольший интерес у учащихся вызывают игры и игровые ситуации. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это также мощный стимул для изучения иностранного языка. Практика обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций способствует расширению возможности развития у учащихся интереса к иностранному языку, формированию устойчивого положительного отношения к его изучению, стимулированию самостоятельной речемыслительной деятельности учащихся.

Игра – увлекательное занятие.

Игра всегда предполагает принятие определенного решения: как поступить?  Что сказать? Как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность участников игры. А если учащийся будет при этом говорить на английском языке?  В игре все равны. Она по силам даже слабоуспевающим учащимся. Более того, имеющий слабую  языковую подготовку учащийся может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание дисциплины. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова английского языка и благотворно сказывается на результатах обучения. В процессе игры незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает и чувство удовлетворения – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.

Используемые на уроках иностранного языка упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, материальной оснащенности и количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности учащихся и т. д.

Игра на уроке английского языка позволяет преодолеть монотонный характер урока, когда требуется многократное повторение речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному учебному общению, с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игра - это активный способ достичь многих образовательных целей и задач (например, игры на закрепление пройденного материала). Игра - превосходный способ «подстегнуть» учащихся, стимулирующий их активно работать на уроке. Игра помогает раскрепостить учащихся, особенно если отсутствует элемент соревнования, оценки, подведения итогов.

На проведение игры, в зависимости от определенной цели, может отводиться разное количество времени: урок или объединение нескольких уроков.

Игры делятся на: грамматические, лексические, фонетические и орфографические.

Использование грамматических игр способствует формированию речевых навыков, созданию возможности для перехода к активной речи учащихся.

Обычная тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого результата.  Игры помогают сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

Лексические игры логически продолжают “строить” фундамент речи.

Фонетические игры предназначены для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.

Формированию и развитию лексических и произносительных навыков также способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики.

Существуют еще так называемые «подготовительные» и «творческие» игры.

Подготовительные игры направлены на отработку грамматических, фонетических и орфографических навыков речи. Данные игры позволяют отработать произношение незнакомых или трудно произносимых слов, их написание и варианты использования в различных ситуациях. Данный вид игр позволяет настроить учащихся на изучение определенной темы.

Цель творческих игр - способствовать дальнейшему развитию речевых умений и навыков учащихся. Использование творческих игр дает возможность проявить учащимся самостоятельность в решении речемыслительных задач, максимально мобилизовать речевые навыки.

Данные игры позволяют быстро использовать речевые образцы в определенной игровой ситуации, они не имеют определенной тематики и могут использоваться при закреплении или повторении материала.

Примеры использования игр при изучении дисциплины «Иностранный язык делового общения»

Грамматические игры

Цели проведения игры:

  • научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
  • создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца;
  • развить речевую активность и самостоятельность учащихся. Игры включают наиболее важный грамматический материал – глаголы be, have, may, can, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Simple, Perfect, косвенную речь и т. д.

Примеры игр:

Пример 1.

Для отработки более сложных фраз с глаголом to have может быть использована игра “Скорый поезд”. Рекомендуется умеренный темп проговаривания фразы, например: “I have a book in my hand”. Через определенное время преподаватель предупреждает,  что “поезд набирает скорость”, при этом ускоряется темп проговаривания фразы. Задача учащихся -  проговорить фразу, чтобы “не отстать от поезда”.

Пример 2.

Задаче освоения структур в Present Progressive способствует игра  “Комментатор”. Учащимся дается задание выполнить в порядке очередности определенные действия и комментирование этих действие. За каждое правильно выполненное задание дается 1 карточка. Победителем становится тот, кто набрал большее количество карточек.

Пример 3.

“Разговор по телефону”. Данный игровой прием используется на этапе первичной  активизации и тренировки лексики.

Помимо учебных целей игра помогает решать и воспитательные задачи, особое внимание уделяется выработке умения вежливо вести разговор по телефону. Во время игры учащиеся практикуются не только в употреблении  Present  Progressive , а также  максимально используют раннее усвоенные структуры.

Лексические игры

Цели проведения игры:

  • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
  • развивать речевую реакцию учащихся.

Примеры игр:

Пример 1.

Чтобы закрепить в речи лексику по теме “Мой день”, проводится игра “Пантомима”. Выбирается ведущий, который с группой ребят располагается у доски. Данная группа жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной преподавателем теме (например, преподаватель дает задание: Guess what every pupil is doing. Примерные ответы ведущего: This boy is doing morning exercise. That girl is washing her face.).

Пример 2.

При изучении темы «Посещение магазинов. Покупки» для закрепления лексики проводится ролевая игра «В супермаркете». Преподаватель заготавливает «товар для продажи» в виде карточек с надписями. Задача учащихся - разыграть диалоги от лица покупателя и продавца, используя лексику, указанную на карточках.

Например:

«Товар для продажи » в виде этикетки с информацией об изделии:

ITEM - T-SHIRT

COLOUR - LIGHT BLUE

SIZE – 36

MATERIAL - PURE COTTON

COUNTRY – CHINA

PRICE - 46 $

Примечание. Перед началом игры учащиеся повторяют лексику по теме «Одежда». Далее рассказывают диалоги по ролям (роли: BUYER / CUSTOMER / CLIENT - SELLER / SHOP-ASSISTANT / SALESMAN)

Фонетические игры

Цель проведения игры: тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

Примеры игр:

Пример 1.

Игра-упражнение «Вставьте букву».  Данная игра может быть использована при изучении темы  «Питание». Цель игры - повторение графического образа слова.

В начале игры преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, умышленно пропуская одну или несколько букв. Задача учащихся - вставить пропущенные буквы  и прочитать слова.

Например: Вставьте пропущенные буквы в слова по теме «Еда»:

T-RKEY, D-CK, VE-L, LAM-, TRO-T, T-NA, CRA-FISH, O-STERS, S-UR CR-AM, MARG-RIN-, MAY-NNA-SE, B-N, SEMOL-NA, RO-L

Орфографические игры

 

Цель проведения игры - упражнение в написании английских слов.

Примеры игр:

Пример 1.

Игра «лестница».  На доске прописываются в столбик слова, каждое последующее увеличивается на одну букву. Задача учащихся – произнести последовательно все слова по буквам.

Пример 2.

Игра-кроссворд по теме «Деньги». Цель игры - закрепление лексики  по теме «Деньги», обучение запоминанию графического образа слова.

Учащиеся могут играть индивидуально или в парах. Каждый учащийся получает листок в виде поля из сетки 14 на 14 клеток, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры учащиеся вместе с преподавателем  читают и переводят слова из активного словаря. Задача учащихся - самостоятельно отыскать среди букв в сетке данные слова, используя список внизу страницы.

Пример сетки:

C U R R E N C Y R B Q U A S

A H S D N U E N I AU B C F

S I L V E R H N C N I O C E

H O F U N D S  E H K P I O E

G C H A N G E P U R S E U R

G H E A Q U E Y M S K R W N I

E R A M D I N T E R E S T A

N S D O U P Z A T A R H E N

U E V A S S K X O M U O F O

T H A M D N E Y N F S P O I

R E S N P R I C E Y A P L L

O S U P L S P E N D E I L L

F O W E A L T H A U R N E I

P T N E M E T A T S T G W M

Напишите перевод рядом во словом: cash, spend, mark, funds, save, wealth, tax, rich, currency, statement, pay, price, pound, money, notes, interest, change, purse, gold, shopping, coin, account, fortune, bank, silver, cheque, treasure, fee, well-off, millionare, penny.

Проведение грамматических, лексических, фонетических и орфографических игр способствует выполнению важных методических задач:

  • – создание психологической готовности учащихся к речевому общению;– обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • – тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуации спонтанности речи вообще.

В процессе проведения игры желательно фиксацию ошибок преподавателем осуществлять таким образом, чтобы не отвлекать учащихся, а анализ осуществлять после окончания игры. 

Положительный педагогический опыт Гловацкой Татьяны Тимофеевны, мастера производственного обучения высшей квалификационной категории

В подготовке квалифицированного специалиста, владеющего всеми необходимыми профессиональными технологиями, ведущее место принадлежит мастеру производственного обучения. Именно мастер раскрывает лучшие стороны профессии, передает учащимся знания и опыт, воспитывает активную жизненную позицию, формирует личность. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда учащиеся чувствуют, что их обучает настоящий профессионал своего дела. Только в совершенстве владея профессиональным мастерством, можно достичь высоких результатов в обучении и профессиональном становлении будущего специалиста.

Мастер производственного обучения Гловацкая Татьяна Тимофеевна считает, что нельзя человека научить на всю жизнь, - его надо научить учиться всю жизнь. А для этого необходимо создавать такие условия, при которых учащийся не только получает определенные знания и умения, но и стремится постоянно совершенствовать их, овладевая новыми современными технологиями.

В филиале «Индустриально-педагогический колледж» УО РИПО Татьяна Тимофеевна заведует учебной мастерской штукатурных работ. На учебных занятиях Татьяна Тимофеевна стремится создать атмосферу положительного эмоционального настроения у учащихся, уделяет большое внимание работе с новейшим оборудованием и материалами. В работе с учащимися постоянно использует профессиональные знания, полученные в результате ознакомления с новейшими строительными технологиями во время посещения организационно-методических мероприятий, специализированных выставок, самообразования.

Татьяна Тимофеевна является одним из организаторов ежегодного конкурса профессионального мастерства среди учащихся колледжа. При ее участии велась подготовка учащихся колледжа, облицовщиков-плиточников, для участия в первом открытом чемпионате стран WorldSkills СНГ+, который проходил весной 2015 года в Казани, столице Татарстана.

Профессиональное мастерство мастера не ограничивается только рамками программы.

Важной частью работы Гловацкой Т.Т. является применение информационных компьютерных технологий, что значительно влияет на повышение качества процесса обучения, познавательной деятельности, эффективность усвоения материала в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями обучающихся.

Татьяна Тимофеевна практикует использование учебных фильмов, презентаций по штукатурным работам во время обучения. Возглавляя цикловую комиссию производственного обучения, руководит разработкой модульных учебных программ учебных практик по специальности «Промышленное и гражданское строительство (по направлениям)». Проводит мастер-классы по ознакомлению с современными технологиями и материалами по отделочным работам не только в колледже, но и на образовательных мероприятиях республиканского уровня, а также международных он-лайн конференциях. Татьяну Тимофеевну как профессионала, творчески работающего специалиста, знают не только в Республике Беларусь, но и в странах СНГ.  

Гловацкая Т.Т. имеет благодарственные письма строительных организаций «ДОРОС», «СОМСТРОЙ», которые являются базовыми для прохождения практики учащимися колледжа.

Неоднократно награждалась Почетными грамотами филиала «Индустриально-педагогический колледж», УО «Республиканский институт профессионального образования». За многолетний труд, высокий профессионализм и значительный вклад в развитие системы профессионально-технического образования награждена в 2010 году и в связи с 75-летием системы профессионально-технического образования грамотой Министерства образования Республики Беларусь в 2015 году Почетными грамотами Министерства образования Республики Беларусь.

Татьяну Тимофеевну отличает высокое педагогическое мастерство, постоянная творческая работа над собой, совершенствование своих профессиональных знаний, навыков и умений, индивидуально-личностный подход к учащимся, воспитание их своим личным примером. Татьяну Тимофеевну любят и уважают педагоги и учащиеся за профессионализм, добросовестное и творческое отношение к работе, коммуникабельность, легкость и позитивность в общении.

Из опыта работы преподователя учебной дисциплины "Физическая культура и здоровье" Варивончик Татьяны Александровны

Филиал «Индустриально-педагогический колледж»

УО «Республиканский институт профессионального образования»

Варивончик Татьяна Александровна – преподаватель учебной дисциплины «Физическая культура и здоровье»

В процессе проведения учебных занятий преподаватель физической культуры должен уделять большое внимание формированию у будущих специалистов морально-волевых качеств, воспитанию сознательной дисциплины, чувства товарищества и коллективизма.

В филиале "Индустриально-педагогический колледж" УО РИПО работает преподавателем физической культуры Татьяна Александровна Варивончик. На своих учебных занятиях Татьяна Александровна успешно решает такие задачи физического воспитания учащихся, как укрепление здоровья, повышение работоспособности, воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, развитие волевых качеств личности, творческих способностей учащихся и привитие здорового образа жизни. Развивает физическую выносливость, дух спортивного соперничества. Пропагандирует здоровье и силу, учит быть стойкими в достижении поставленной цели.

Татьяна Александровна - педагог, владеющий методикой преподавания и анализа учебно-методической работы по учебной дисциплине "Физическая культура и здоровье". Проводит учебные занятия на высоком организационном и методическом уровне с максимальной двигательной и моторной плотностью, что содействует укреплению здоровья, хорошей физической подготовке учащихся. Преподаватель правильно ставит цели и задачи учебных занятий, последовательно распределяет упражнения.

Варивончик Татьяна Александровна обеспечивает высокое качество учебных занятий путем подбора современных форм и методов обучения, четкой организации и взаимосвязи всех типов учебных занятий, разумного использования спортивного инвентаря и оборудования. Учебные занятия педагога проходят эмоционально, на игровой и соревновательной основе. Ее конструктивные умения, педагогические замыслы, прогнозирование создают творческую атмосферу во время учебных занятий, обеспечивают устойчивую обратную связь. Учащиеся также получают теоретические знания в области безопасного поведения и предупреждения травм во время учебных занятий, оказания первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях, формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта, а также умения по владению навыками самоконтроля, анализировать, сопоставлять факты, активно оперировать полученными знаниями.

Целью работы над темой педагогического опыта «Профессионально-прикладная физическая подготовка по учебной дисциплине «Физическая культура и здоровье в учреждениях ССО»Татьяна Александровна определила достижение у учащихся высокопроизводительного труда в избранной профессии путем повышения их психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности». Реализация данной цели осуществляется через задачи:

  • формирование необходимых прикладных знаний;
  • освоение прикладных умений и навыков;
  • воспитание прикладных психофизических и специальных качеств.

Татьяна Александровна при подготовке к учебным занятиям использует профессионально-прикладные характеристики общепринятых групп профессий для подбора учащимся физических упражнений и комплексов с учетом различных специальностей и квалификаций.

Регулирование нагрузки на учебных занятиях педагог осуществляет за счет правильного выбора методов организации деятельности учащихся, целесообразного выбора методов выполнения учащимися физических упражнений, за счет применения ориентиров, указателей, ограничителей, за счет применения игр и эстафет, использования ритмической гимнастики.

Все это в целом обеспечивает создание на учебных занятиях психофизических предпосылок, обеспечивающих у будущих специалистов:

  • стойчивую мотивацию к профессиональному обучению;
  • предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечение профессионального долголетия;
  • использование средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности;
  • выполнение служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Татьяна Александровна к учащимся подходит индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности каждого, осуществляет разнообразный подбор физических упражнений. Проводимые учебные занятия нацелены на развитие координации движения, выносливости, быстроты движений.

Формирование таких качеств помогает не только в становлении будущих профессионалов, но и способствует достижению высокого уровня спортивных достижений. Татьяна Александровна руководит объединением по интересам «Плавание», основной задачей которого является привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой, формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье учащегося. В 2019 году учащиеся колледжа стали победителями соревнований в первенстве Фрунзенского района г. Минска по легкоатлетическому кроссу (I место) и по плаванию (III место).

В своей работе Татьяна Александровна стремится к постоянному совершенствованию педагогического мастерства посредством изучения опыта своих коллег, новинок педагогической литературы, профессиональной периодики, Интернет - ресурсов. Накопленным педагогическим опытом делится со своими коллегами: выступает на заседаниях цикловой комиссии, педсоветах, даёт открытые учебные занятия, которые получают высокую оценку коллег. Неоднократно награждалась Почетными грамотами Министерства образования Республики Беларусь, УО «Республиканский институт профессионального образования», филиала «Индустриально-педагогический колледж» за многолетний труд, высокий профессионализм и значительный вклад в развитие системы профессионально-технического образования.

В 2020 году стала победителем в проводимом в колледже конкурсе профессионального мастерства «Преподаватель года».

Занимаясь физическим развитием учащихся, Татьяна Александровна воспитывает у них такие драгоценные человеческие качества как веру в свои силы, волю и умение преодолевать трудности, настойчиво идти к цели. Ее педагогическое кредо: «Чтобы было легко потом, нужно пройти через трудности сейчас».

Для оценки педагогической деятельности Татьяны Александровны очень подходит высказывание известного педагога - Ш.А. Амонашвили:

«Стать мастером педагогического дела – это не самоцель, эта страсть должна быть присуща профессии педагога как неотъемлемая черта».

Из практического опыта педагогической деятельности Варивончик Т.А.

План учебного занятия

        Дата проведения: …
        Учебная группа: …
        Специальность: Оборудование и технология сварочного производства (по направлениям)
        Квалификация специалиста: «Техник-технолог»
        Курс: …
        Учебная дисциплина: «Физическая культура и здоровье»
        Преподаватель: Варивончик Татьяна Александровна 
        Тема раздела:Гимнастика
        Тема учебного занятия: Урок формирования двигательных умений и навыков. Воспитание физических качеств
        Цели урока:
        Обучающая: Совершенствовать комплекс упражнений на согласованность и координационную точность 
выполнения упражнений. Развивающая: Развитие силовых способностей, используя упражнения на различные группы мышц. Воспитательная: Воспитание индивидуальных способностей при выполнении действий в составе группы.
Воспитание навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке. Методическая: Формирование и развитие умений в применении навыков сотрудничества в коллективных
формах занятий физическими упражнениями и в соревновательной деятельности. В результате урока учащиеся должны уметь: 1. Выполнять строевые упражнения. 2. Выполнять комплекс упражнений для развития внимания и координационных способностей. 3. Выполнять совместные групповые действия. Тип урока: УФДУиН (урок формирования двигательных умений и навыков). Материально-техническое обеспечение: Канат. Междисциплинарные связи: Возрастная физиология и гигиена. Психология. Общая и профессиональная
педагогика.

Технологическая карта урока

 

Конкурс профессионального мастерства «Преподаватель года»