Перечень цикловых комиссий в 2023-2024 учебном году
1. Цикловая комиссия учебных предметов, модулей социально-гуманитарного и педагогического профиля.
Председатель – Силина И.В., преподаватель
2. Цикловая комиссия учебных предметов, модулей общетехнического профиля и специальности «Технический труд и черчение».
Председатель – Бабич Е.Ч., преподаватель
3. Цикловая комиссия учебных предметов, модулей инженерного и обрабатывающего профиля.
Председатель – Подгайский А.П., преподаватель
4. Цикловая комиссия учебных предметов, модулей строительного профиля.
Председатель – Яшина Е.В., преподаватель
5. Цикловая комиссия учебных предметов, модулей индустрии туризма, гостеприимства и досуга.
Председатель – Якубчик С.В., преподаватель
6. Цикловая комиссия физической культуры и здоровья.
Председатель – Казакевич Р.С., преподаватель
7. Цикловая комиссия общеобразовательного и филологического профиля.
Председатель – Цедрик Т.В., преподаватель
8. Цикловая комиссия общеобразовательного и естественно-математического профиля.
Председатель – Румас И.Л., преподаватель
9. Цикловая комиссия мастеров производственного обучения.
Председатель – Кашпорова Е.А., мастер п/о
Основные принципы и нормы педагогической этики
Основными принципами педагогической этики являются:
1) добросовестность:
добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнений учащихся, родителей, коллег;
2) честность:
честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права учащегося, его родителей (законных представителей), коллег;
3) уважение чести и достоинства личности:
педагог уважает честь и достоинство учащегося, родителя, людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает развития ребенка, проявляет готовность всегда прийти ему на помощь, деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося.
Не допускается применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к участникам образовательного процесса;
4) уважение общечеловеческих ценностей:
признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.
Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в ученическом коллективе;
5) профессиональная солидарность:
педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету педагога.
Не допускается в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости;
6) непрерывность профессионального развития.
педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.
Основные нормы педагогической этики
В своей деятельности педагогические работники:
1) способствуют воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;
2) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагогического работника;
3) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности;
4) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием;
5) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;
6) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях;
7) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости;
8) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
9) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
10) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей.
В отношениях с участниками образовательного процесса педагогические работники:
1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
2) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участниками образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;
3) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;
4) оказывают профессиональную поддержку участниками образовательного процесса.
В отношениях с коллегами педагогические работники:
1) соблюдают общепринятые морально-этические нормы, должны быть вежливыми и корректными;
2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагогического работника.
Приемы и методы повышения мотивации к обучению
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
В.А. Сухомлинский
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности (у таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки).
Второй уровень – хорошая учебная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к учреждению образования, больше всего – через участие во внеучебной деятельности (такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в учреждении образования, чтобы общаться с друзьями, с педагогами. Им нравится ощущать себя учащимися данного учреждения образования, общаться с однокурсниками. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает).
Четвертый уровень – низкая учебная мотивация (данные учащиеся посещают учреждение образования неохотно, предпочитают пропускать учебные занятия. На учебных занятиях часто занимаются посторонними делами, в целом испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности).
Пятый уровень – негативное отношение к учреждению образования (учащиеся испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одногруппниками, во взаимоотношениях с педагогом).
Причина спада мотивации:
У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
Отношение учащегося к педагогу.
Отношение педагога к учащемуся.
Личная значимость предмета.
Умственное развитие учащегося.
Продуктивность учебной деятельности.
Непонимание цели обучения.
Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, - это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?
Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение педагога, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к ребятам, умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речь. Кроме того, необходимо развитие таких характеристик, как умение управлять дыханием, тембром голоса, темпом речи, правильная дикция. Роль педагога имеет свои функции: обеспечение полноценной передачи знаний; обеспечение эффективной учебной деятельности учеников; обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учениками.
Роль педагога призвана обеспечить:
- положительное воздействие педагога на сознание, чувства учащихся с целью формирования, коррекции их убеждений и мотивов деятельности;
- полноценное восприятие, осознание, закрепление знаний в процессе обучения;
- рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
Приемы активизации учебной деятельности учащихся: целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? и т.д. На учебных занятиях можно организовывать групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу ребятам, как слабым, так и сильным. Использовать паузы, дающие время на обдумывание. Организовывать проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учащихся с повышенным уровнем обучения: предлагать задания повышенной сложности, задания с параметром, которые требуют рассмотрение всевозможных случаев решения. Применять стимулирование. В работе контроль является способом активной деятельности, а также и средством коммуникации.
Методы развития учебной мотивации:
Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.
Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает учащимся возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.
Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Метод «Создание проблемной ситуации». Сущность его в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
Итак, педагог постоянно должен изучать мотивы обучения и поведения своих учащихся. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса учащихся, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Способы, позволяющие сделать объяснение материала эффективным и запоминающимся.
1. Эффектное появление и эффектный уход.
Информация запоминается лучше в начале и конце выступления. По данным исследований, у лектора есть 60 секунд на то, чтобы завладеть вниманием аудитории и настроить её на продуктивное слушание. Выжмите из этой первой минуты максимум: начните с рассказа с яркой истории. Можно также озадачить аудиторию риторическим вопросом: «Как вы думаете, почему...?» Совет: ориентируйтесь на активных учеников, чтобы не зарубить идею эффектного начала.
2. Чередование всех каналов восприятия информации.
Регулярная смена ведущих каналов восприятия информации позволяет избегать отвлечения, вызванного утомлением и снижением остроты внимания. Формат лекции подразумевает задействование главным образом аудиальный и визуальный каналы, но стоит обратить внимание и на кинестетический. Если есть возможность, используйте раздаточные материалы: пусть учащиеся щупают страницы книги или листают иллюстрации. Выведите часть информации на интерактивную доску (или запишите на обычную), пусть кто-то из учеников прочитает вслух, что на ней написано.
3. Использование точек контроля.
Для того, чтобы объяснение было не просто надиктовыванием материала, стоит включить в него контрольные точки для проверки того, насколько запомнилась информация. Те самые любимые всеми промежуточные тесты и задания. Контроль является обязательным элементом образовательного процесса, а в таком формате он ещё и помогает удерживать внимание. Даже если сложилась ситуация с «проспавшими» учениками, которые потеряли нить повествования, замечтались, банально отвлеклись и поэтому не справились с заданиями, подобная лёгкая встряска быстро включает в работу и заставляет вникнуть в происходящее.
4. Управление вниманием и его переключение.
Многочисленные исследования показывают, что среднестатистический взрослый слушатель ослабляет остроту внимания каждые 10-15 минут. У подростков периоды включённости ещё короче. Стоит учитывать этот акт в подготовке и планировании своего выступления, разделяя информацию на блоки, рассчитанные именно на такое количество времени для изложения. В конце каждого блока задавайте вопросы и (см. предыдущий пункт) контролируйте, как аудитория усвоила материал. Если вы работаете с одной и той же аудиторией регулярно, то не составит труда заметить для себя присущее именно вашим слушателям время активной работы и контакта и скорректировать свои выступления в соответствии с их ритмом.
5. Осознанные паузы.
Очень важны осознанные перерывы на отдых, когда принимающая информацию сторона может ответственно расслабиться, не боясь упустить что-то важное. Не забывайте давать команду на отдых, пусть и полуминутный и короткий. Это могут быть не просто тихие паузы, а смена темы, шутка, приглашение размяться (самостоятельно или с помощью заготовленного упражнения), любые перемещения по аудитории, предложение взглянуть в окно и полюбоваться погодой и любые другие лирические отступления.
6. Эмоциональные паузы, юмористические вставки на рассматриваемую тему.
Смех продлевает жизнь человеку, а педагогу - лояльность учебной группы. Юмор и умение рассмешить даже самых серьёзных и недружелюбно настроенных слушателей поможет завоевать их внимание, а возможно и расположить к себе потенциальных недоброжелателей.
«Чем больше артист, тем больше паузы. Никогда не бери паузу без нужды, но если уж взял, то держи, держи её!». Иными словами, если вы остановите свою речь на 3-5 секунд, то слушатели решат, что вы забыли, о чём говорили. Но если сделать паузу на 10 секунд, то даже те, кто играл в телефон под партой, поднимут голову и сконцентрируют своё внимание на вас.
7. Неожиданные примеры.
Ключевое слово - «неожиданные». Имеет смысл запастись несколькими красочными иллюстрациями и аналогами классических примеров, желательно из заведомо понятных и эмоционально близких аудитории отраслей и тем. Допустим, вы рассказываете о логарифмах. Тема достаточно сухая. Но вдруг вы приводите пример — как использовать их при настройке гитары. Аудитория оживилась. Конечно, если вы ещё и можете это продемонстрировать, то это уж точно высший пилотаж — такую лекцию слушатели не забудут никогда.
8. Обратная связь и разносторонний контакт с аудиторией.
Вот некоторые из приемов:
-движение по кабинету со сменой места лектора, когда лектор то приближается, то удаляется от аудитории
-обращение к кому-то из слушателей лично в контексте объясняемой темы
-физическое привлечение внимания внезапным движением и звуком
-проактивная обратная связь взамен реактивной, то есть ответ на заранее прогнозируемые вопросы обучающихся до того, как они будут заданы
-отход и от плана рассказа с учётом выявленных в процессе интересов и потребностей аудитории
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на учебных занятиях.
Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом обучения, позволяет повысить его результативность по всем учебным дисциплинам.
Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию обучающихся, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Учение только тогда станет для учащихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить».